- ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (ЛОББИ)
- (англ. lobby — кулуары) — организованные группы (объединения, профсоюзы, корпорации и пр.), основной задачей которых является целенаправленное воздействие на органы государственной власти, политические партии и политических лидеров с целью обеспечения своих интересов (лоббирование). Изначально в 40-х годах XVII в. термином «лобби» называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на заседания палаты. Позднее в США данным термином стали обозначать открытые для публики кулуары палаты представителей и сената, в которых граждане могли увидеться с парламентариями для оказания влияния на их мнение в отношении того или иного законопроекта. Как феномен политической жизни лобби впервые возникает в США в XIX в. Первой известной группой давления считается организация американских фермеров «Grangers», создавшая в 1867 г. в Вашингтоне собственное бюро с целью получения информации о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы северо-западных (сельскохозяйственных) штатов, а также для оказания влияния на отбор кандидатов в парламент. К середине XX в. влияние таких групп стало настолько сильным, что потребовало ограничения на государственном уровне. Сегодня годовой оборот лоббистских фирм в Великобритании составляет более 500 млн ф. ст., в Канаде официально зарегистрировано около 3 тыс. лоббистов, а доход от лоббистской деятельности оценивается в 50-100 млн долл. в год, в политико-административных структурах ЕС действуют около 10 тыс. лоббистов, в США в области связей с правительством задействовано около 100 тыс. человек, а расходы на данную деятельность превышают 2 млрд долл. в год. Цитата:«Нет ни одной группы интересов, которая хотя бы однажды не прибегала к оказанию давления». Р. Ж. Шварценберг
Политологический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Наука-Спектр. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. 2008.